Cертификация
математических моделей судов для тренажеров по маневрированию и управлению
судном
Морской УТЦ начал разработку методики
сертификации моделей судов, используемых в тренажерах. Морскими Администрациями
и классификационными обществами (DNV) осуществляется сертификация основных
видов тренажеров, в том числе навигационных, при которой сертифицируется
только оборудование, но не математические модели судов.
В то же время, математическая модель судна
составляет важнейшую часть тренажера по маневрированию и управлению
судном, т.к. тренажер, не дающий достаточного представления об условиях,
испытываемых судном в море, может привести к неправильному обучению,
формируя у обучаемых некорректные знания. Эти некорректные знания и
навыки могут затем привести к опасным последствиям на практике.
Вопрос об адекватности математической модели
тренажера и, соответственно, его пригодности для целей обучения и сертификации
судоводителей в каждом случае должен решаться национальной Морской Администрацией
или, по ее поручению, уполномоченным органом.
В 2004 году, по инициативе Морского УТЦ
Российский морской регистр судоходства поручил академии разработку принципиальных
основ и методики сертификации математических моделей судов для тренажеров
по маневрированию и управлению судном.
Сертификат математической модели должен
будет полностью определять круг моделируемых ею задач и внешних условий
их выполнения (ветер, волнение, ограничения фарватера, обгон и расхождение,
швартовные операции и др.) и степень соответствия поведения моделируемого
судна поведению его натурного аналога при том же управлении в таких
же внешних условиях, а также сферу применимости сертифицируемой модели
для той или иной программы обучения, в зависимости от требований к адекватности.
В настоящее время Морским УТЦ академии
ведется разработка основных сертификационных требований, предъявляемых
к информации о маневренных характеристиках судна, представляемой заказчиком
сертификата математической модели. Дополнительно, по соглашению, подписанному
ГМА с компанией "Юником", в мае 2005 г. на борту т/х "Лиговский проспект",
принадлежащем ОАО "Совкомфлот", проведены натурные испытания на переходе
Приморск-Роттердам-Приморск для обкатки разработанной методики анализа
адекватности моделей судов.
Основной объем работ Академия планирует
завершить до конца 2005 г.