Горячие
новости / Информационный Бюллетень "Макаровец"/ Выпуск ╧13
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ
ПОДГОТОВКИ ПО ВОПРОСАМ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ
МКУБ
Опыт внедрения и эксплуатации
систем управления безопасностью (СУБ) в период с июля 1998 г. по настоящее
время показал, что жесткие требования и сжатые сроки сертификации на
соответствие требованиям МКУБ привели к доминированию формального подхода
к управлению безопасностью. Все чаще и чаще работники морского, речного
транспорта употребляют термин "бумажная безопасность", что вполне соответствует
действительности, поскольку СУБ, не став поистине системой, в которую
органично должны входить все элементы обеспечения безопасности, превратилась
в рутинное бремя для многих судоходных компаний.
Если управление безопасностью
- это система, то аналогичный системный подход должен быть применен
и к подготовке различных категорий специалистов морского и речного транспорта
по вопросам управления безопасностью.
Система подготовки по управлению
безопасностью (СПУБ) создавалась не стихийно, а в рамках жестких сроков
первого этапа сертификации по МКУБ до 01.07.98 г.:
- 1. Для проведения комплекса работ
по освидетельствованию судов на соответствие требованиям МКУБ необходимо
было подготовить штат аудиторов (экспертов) по МКУБ Российского Морского
Регистра Судоходства в короткие сроки (подготовка началась на базе
Морского УТЦ ГМА в ноябре 1997 г., подготовлено более 150 аудиторов).
- 2. Для обеспечения внедрения и поддержания
СУБ судоходных компаний необходимо было готовить аудиторов (экспертов)
внутренних проверок СУБ из числа берегового персонала судоходных компаний
(подготовка началась на базе Морского УТЦ ГМА в ноябре 1997 г., подготовлено
более 500 аудиторов).
После окончания первого
этапа сертификации на соответствие требованиям МКУБ и начала проверок
со стороны Портового контроля выяснилась недостаточная подготовленность
плавсостава по вопросам управления безопасностью, что привело к необходимости
организации подготовки плавсостава на базе специализированных учебно-тренажерных
центров, сертифицированных на право обучения специалистов морского транспорта
по вопросам управления безопасностью и предотвращения загрязнения. С
принятием соответствующих Положений Службы Морского Флота Минтранса
РФ от 10.02.99 г. такая подготовка началась в 8-ми УТЦ при морских и
речных учебных заведениях, где в период с 01.06.99 г. по настоящее время
было обучено более 350-ти капитанов, старших помощников, старших и 2-х
механиков более чем из сорока судоходных и рыболовецких компаний.
В частности, только в Морском
УТЦ ГМА им. адм. С.О. Макарова было подготовлено 200 человек более чем
из двадцати как российских, так и иностранных судоходных компаний. Благодаря
совместным усилиям Службы морского флота Минтранса РФ, Российского Морского
Регистра Судоходства и учебных заведений обучение по вопросам управления
безопасностью постепенно складывается в систему со всеми необходимыми
элементами:
- 1. Обучение всех категорий специалистов,
занятых в области внедрения и поддержания СУБ.
- 2. Наличие нормативной базы, регламентирующей
подготовку специалистов всех уровней.
- 3. Стандартизация требований к системе
обучения.
- 4. Внедрение и использование компьютерной
тренажерной техники по вопросам управления безопасностью.
- 5. Подготовка и аттестация преподавательского
состава специализированных УТЦ по единой методике и стандартам.
- 6. Сертификация учебных заведений
на право обучения по вопросам управления безопасностью и периодический
контроль за процессом подготовки со стороны Службы Морского Флота
Минтранса РФ и Регистра Судоходства.
- 7. Создание сети специализированных
тренажерных центров обучения по вопросам управления безопасностью
в различных регионах России.
Совершенствование системы
подготовки по вопросам управления безопасностью в России и отлаживание
ее функционирования с помощью совместных усилий Морской Администрации
РФ, Регистра Судоходства, судоходных компаний, учебных заведений позволит
обеспечить фундамент для улучшения реальной безопасности через качественное
управление, которое будет осуществлять подготовленный персонал. Необходимо
изменить также складывающееся мнение о том, что МКУБ является каким-то
самостоятельным нормативным документом, изолированным, например, от
требований Парижского и Токийского меморандумов и других кодексов и
стандартов, регламентирующих безопасность судоходства. Обучение всех
категорий специалистов должно начинаться с того, что МКУБ является консолидирующим
документом в системе управления безопасностью, которая должна органично
включать в себя все элементы, которые так или иначе влияют на безопасность
судоходства.