Новые технико-эксплуатационные
требования
к навигационным тренажерам
и учебно-тренажерным центрам
подготовки судоводителей
С.Д.Айзинов
Директор Морского УТЦ
ГМА им.адм.С.О.Макарова
I.
Требования ПДНВ.
II. Потребность в новых ТЭТ.
III. Что должно регламентироваться
новыми ТЭТ.
IV. Основные отличия проекта новых
ТЭТ от действующих.
V. Тренажеры. Повышение требований.
VI. УТЦ. Повышение требований.
VII. УТЦ. Кадры решают все.
VIII. Процедура и сроки переосвидетельствования.
IX. Сроки внедрения новых ТЭТ.
I.
Требования ПДНВ.
Внедрение ПДНВ -78\95 с 01 февраля 2002
г. предусматривает к этому сроку разработку и введение на национальном
уровне квалификационных требований по каждому виду подготовки несущих
вахту судовых специалистов. Естественно, это касается и всех видов тренажерной
подготовки. По каждой программе обязательной тренажерной подготовки
Морская Администрация должна определить минимум необходимых знаний и
навыков, которыми должен обладать кандидат на получение свидетельства
об успешном прохождении этой подготовки, процедуру и систему проверки
и оценки знаний и навыков, требования к оборудованию, используемому
в обучении и проверке знаний, требования к преподавательскому (инструкторскому)
составу, утвердить и ввести примерные (типовые) программы подготовки,
разработать и ввести стандарты качества подготовки и обеспечить контроль
за их поддержанием. Дополнительно должна существовать система проверки
образовательных учреждений или учебных центров подготовки моряков на
предмет соответствия национальным требованиям. Аналогичная система должна
быть предусмотрена и для самих тренажеров.
II.
Потребность в новых ТЭТ.
Все указанные в п.1 требования должны быть
введены , в том числе, и для видов тренажерной подготовки, указанных
в Приказе Департамента морского транспорта ╧ 1 от 04.01.1996 г. К сожалению,
действующие на сегодняшний день технико-эксплуатационные требования
(ТЭТ) к тренажерам и к учебно-тренажерным центрам (УТЦ) подготовки радиоспециалистов,
судоводителей и операторов СУДС уже устарели, не соответствуют потребностям
сегодняшнего дня.
Что касается подготовки операторов СУДС,
введение новых рекомендаций Международной Ассоциацией маячных служб
(МАМС\IALA) в виде программы V-103, прошедшей одобрение ИМО, приводит
к необходимости внедрения специализированных тренажеров и разделения
программ первичной и повторной (профессиональной) подготовки операторов
СУДС и кандидатов на занятие такой должности. В настоящее время Министерство
транспорта не имеет ни одобренной примерной программы, ни квалификационных
требований, ни требований к тренажерам СУДС.
Ситуация с подготовкой радиоспециалистов
ГМССБ была выправлена Морской Администрацией в конце 2001 г., когда
Распоряжением Первого заместителя министра транспорта ╧ ВР-108-р от
26.11.2001 были введены в действие новые ТЭТ к тренажерам и УТЦ подготовки
операторов ГМССБ, операторов ограниченного района ГМССБ и радиоэлектроников
2-го класса, определен четко минимум необходимых знаний и навыков по
каждому из указанных дипломов, а также Положения об освидетельствовании
тренажеров и УТЦ.
Требования к тренажерам и центрам по радиолокации,
САРП, электронной картографии, маневрированию и управлению судном на
сегодняшний день являются наиболее устаревшими. Они есть, но слишком
общо описывают - каким должен быть тренажер, в какой конфигурации он
должен быть. Проводить освидетельствование тренажеров и центров по таким
ТЭТам достаточно просто, а вот принять решение о несоответствии - трудно,
так как не определены критерии оценки соответствия.
III.
Что должно регламентироваться новыми ТЭТ.
Новыми документами должны регламентироваться:
- процедура и порядок освидетельствования тренажеров и центров;
- периодичность освидетельствования тренажеров и центров;
- формы актов освидетельствования тренажеров и центров;
- что может и что должна указать комиссия по освидетельствованию в актах;
- определения тренажеров, центров и иных используемых терминов;
- назначение учебно-тренажерных центров;
- сроки введения новых ТЭТ;
- сроки, в течение которых допускается эксплуатация старых тренажеров;
- периодичность освидетельствования тренажеров и центров;
- минимальная комплектация ТСО центров;
- минимальная и максимальная конфигурация тренажеров;
- минимум необходимых знаний и навыков, которыми должен обладать выпускник
УТЦ по каждой из программ (РЛНП, САРП, ЭКНИС┘);
- требования к преподавательскому составу УТЦ по каждой из обязательных
программ подготовки;
- ограничения по количеству слушателей на рабочих местах тренажеров
и продолжительность обучения;
- список учебно-методических и справочных публикаций, которые надо иметь
в УТЦ;
- ответственность УТЦ за подготовку слушателей;
- учет сведений о подготовке в УТЦ; - состав оборудования и программного
обеспечения для каждого из видов тренажеров;
- функции инструкторского места для каждого из видов тренажеров;
- общие требования к моделированию.
IV.
Основные отличия проекта новых ТЭТ от действующих в настоящее время.
Параграф |
ТЭТ к УТЦ ДМТ-29/53-44 (Старые ТЭТ) |
Новая редакция ТЭТ к навигационным
УТЦ |
Примечания |
Область применения |
+
|
+
|
|
Назначение |
+
|
+
|
|
Основные задачи УТЦ |
-
|
+
|
|
Состав оборудования |
-
|
Определена минимально допускаемая комплектация
тренажера каждого вида,дополнительное оборудование и приборы |
|
Минимум необходимых знаний и навыков
выпускников УТЦ |
-
|
Подробно изложены требования: "знать"
и "уметь" по выпускникам каждого курса подготовки |
|
Требования к преподавательскому составу |
-
|
Подробно изложены требования к преподавателямпо
каждому курсу подготовки |
|
Общие требования к моделированию |
+
|
-
|
Подробно изложены в новых ТЭТ к тренажерам |
Основные ТЭТ |
+
|
-
|
Подробно изложены в новых ТЭТ к тренажерам |
Количество слушателей и продолжительность
обучения |
-
|
Определены условия обеспечения слушателей
рабочим местом на тренажере по каждому курсу подготовки.Определен
состав учебной группы по каждому курсу. |
|
Список публикаций, которые необходимо
иметь в УТЦ |
-
|
Определен список учебных пособий и
публикаций, которые необходимо иметь в УТЦ для проведения подготовки |
|
Ответственность УТЦ за подготовку |
-
|
Устанавливается ответственность администрации
УТЦ за качество подготовки и соответствие выдаваемых свидетельств
полученной квалификации |
|
Учет сведений о подготовке в УТЦ |
-
|
Предлагается хранить протоколы и экзаменационные
ведомости в УТЦ в течение 6 лет. |
|
Список сокращений |
-
|
Приведен список сокращений |
|
С точки зрения Морского УТЦ ГМА ТЭТ к УТЦ
ДМТ-29/53-44 является документом, совмещающим ТЭТ к тренажерам и ТЭТ
к УТЦ с краткой, обобщенной формой изложения требований.
Новые ТЭТ к тренажерам:
- приведены к единой форме по всем тренажерам подготовки судоводителей;
- приведен перечень международных и национальных руководящих документов;
- дана расшифровка основных терминов и определений;
- определена область применения;
- определено назначение тренажеров;
- определены цели и задачи подготовки (с конкретной расшифровкой);
- определен минимальный состав и конфигурация оборудования; - определены
требования к оборудованию;
- определены требования к моделированию, определено минимальное количество
районов плавания (включая один российский) и моделей судов, обязательность
документального подтверждения адекватности моделей;
- определены требования к рабочему месту инструктора;
- определены требования к рабочему месту слушателя.
Дополнительно следует отметить важное новшество
- вместо трехлетней цикличности проведения переосвидетельствований вводится
пятилетняя для всех видов навигационных УТЦ.
V.
Тренажеры. Повышение требований.
Из нового следует отметить в требованиях
к радиолокационным тренажерам:
1) Впервые вводится требования имитации транспондера АИС.
2) Указано рекомендованное оборудование в виде аппаратуры ЭКНИС и телеаппаратуры
для теленаблюдения за мостиками слушателей.
3) Определено минимальное количество обрабатываемых собственных судов
и судов-целей.
4) Адекватность поведения моделей судов должна быть документировано
подтверждена федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
5) Тренажер должен моделировать навигационную обстановку реального района
плавания, которые должны быть представлены, как минимум, из районов:
- открытого море,
- узкости,
- 2-х портов, как минимум один из которых должен быть районом российского
порта.
6) С рабочего места инструктора тренажера должно обеспечиваться:
- включение и выключение тренажера;
- включение и выключение режима имитации;
- изменение масштаба времени;
- введение береговой черты района плавания;
- введение сценария учебного упражнения;
- оперативное маневрирование судами-целями;
- архивирование хода упражнения для последующего разбора.
Из нового следует отметить в требованиях
к тренажерам по маневрированию и управлению судном:
1) Тренажер должен включать в себя или
моделировать судовое оборудование и органы управления на мостике, которые
отвечают всем применимым эксплуатационным требованиям, принятым действующими
Резолюциями ИМО. В состав оборудования тренажера должно входить, как
минимум:
- рабочее место инструктора;
- 2 ходовых навигационных мостика (имитатора) собственных судов, один
из которых, как минимум, должен соответствовать отдельно указываемым
требованиям (полномасштабный мостик).
2) Ходовой навигационный мостик (имитатор)
собственного судна должен быть оборудован: - местом рулевого;
- местом вахтенного помощника капитана для работы с навигационными бумажными
картами, навигационными пособиями и спутниковым ПИ;
- местом (пультом) для работы с РЛС и САРП, ЭКНИС и осуществления внешней
и внутренней связи;
- местом капитана для общего управления судном;
- местом для управления системой визуализации (визуальное наблюдение).
3) Место для управления системой визуализации
должно быть оборудовано:
- системой визуализации с горизонтальным углом обзора судоходной обстановки
не менее 120 градусов, обеспечивающей через систему проекторов проецирование
визуальной ситуации в дневных или ночных условиях, включая меняющуюся
видимость, как она наблюдается с мостика;
- пультом управления системой визуализации для обеспечения просмотра
различных секторов с разных точек наблюдения (крылья мостика, бак, корма)
и просмотра горизонта в 360 градусов.
4) Система визуализации должна обеспечивать
видимость с ходового мостика, как предписано резолюцией ИМО А.708(17).
Как минимум, должно быть обеспеченно:
- проецирование навигационной обстановки на экраны с просмотровой зоной;
- не менее 120 градусов по горизонтали и не менее 20 градусов по вертикали
одновременно;
- реальную видимость как для дневных, так и для ночных условий плавания;
- возможность оперативного изменения (ограничения) видимости (моделирование
тумана) с рабочего места инструктора;
- имитацию крена, качки судна, в зависимости от изменяемых инструктором
внешних условий;
- возможность кругового обзора горизонта (360 градусов);
- количество и цвет моделируемых огней должен обеспечивать отображение
не менее 4-х - судов одновременно;
- изменение видимости, погодных условий, теневых секторов.
5) В тренажере должны быть представлены,
как минимум, районы:
- открытого море,
- узкости,
- 2-х портов, позволяющих осуществлять швартовные операции, один из
которых, как минимум, должен быть районом российского порта. Адекватность
модели района российского порта должна быть документально подтверждена
морской администрацией или лоцманской службой моделируемого порта.
6) Математические модели, как минимум,
5 судов различного водоизмещения, должны иметь маневренные характеристики
реальных судов.
Адекватность поведения моделей судов должна быть документально подтверждена
федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
7) Тренажер должен обеспечивать регистрацию
всех действий, выполняемых на мостике (рекомендуется использовать видео
/ аудиозапись действий слушателей), положение всех целей, задействованных
в упражнении, просмотр и/или демонстрацию на экране, видимом всеми слушателями
учебной группы в любом масштабе времени выполненного упражнения и повторение
выполненного упражнения с любого момента времени упражнения.
Требования к тренажерам по электронной
картографии появляются, фактически, впервые.
Поэтому, все, что в них указано - новое.
1) Появляется определение "Тренажер" - комплекс оборудования и программного
обеспечения, объединенный в локальную сеть, имеющий одобрение типа федерального
органа исполнительной власти в области транспорта, отвечающий соответствующим
технико-эксплуатационным требованиям и позволяющий осуществлять тренажерную
подготовку по программе (программам), утвержденной федеральным органом
исполнительной власти в области транспорта.
2) Появляется определение "Тренажер по ЭКНИС" - тренажер, способный
воспроизводить эксплуатационные возможности ЭКНИС и имеющий Свидетельство
об одобрении типа, выданное федеральным органом исполнительной власти
в области транспорта для проведения тренажерной подготовки.
3) Тренажерный комплекс должен включать рабочее место инструктора и,
как минимум, два рабочих места слушателя.
Рабочее место слушателя конфигурируется в зависимости от выполняемого
упражнения и должно состоять из оборудования ЭКНИС с постоянным отображением
электронной карты на одном мониторе и отображением экрана радара на
втором мониторе, а также иметь панель управления судном или имитатор
панели управления на экране радара.
Тренажер должен быть оснащен сетевым оборудованием и имитаторами ЭКНИС,
имеющей одобрение типа федерального органа исполнительной власти в области
транспорта.
4) В тренажере должны быть использованы математические модели как минимум
5 судов с различными маневренными характеристиками.
5) Тренажер должен быть обеспечен электронными картами как минимум на
5 районов плавания для проведения практических упражнений, включая районы
открытого моря, узкости, порта. Каждый район должен быть представлен
несколькими картами разных масштабов с возможностью последовательного
перехода с карты на карту при планировании перехода и ведении исполнительной
прокладки.
6) Тренажер ЭКНИС должен работать с растровыми картами и картами, изготовленными
в стандарте S-57 с версией принятой Международной Гидрографической организацией.
7) Монитор с отображением электронной карты не должен иметь возможности
переключения в другой режим при выполнении упражнений.
8) Слушатель должен иметь возможность реализовывать функцию полуавтоматической
корректуры c использованием магнитных носителей информации (дискеты,
диски CD), а также современных средств связи (Интернет, телефонная связь
и т.д.) или сетевых возможностей тренажера. Обмен информацией между
инструктором и обучающимся должен имитировать отработку связи судно
- берег (компания) с целью получения информации по корректуре через
компанию.
VI.
УТЦ. Повышение требований.
Следует обратить внимание на следующие
основопологающие нововведения:
1)До определенного срока, который будет установлен Администрацией допускается
эксплуатация УТЦ и тренажеров, отвечающих технико-эксплуатационным требованиям
╧ ДМТ- 29/53-44 от 01.03.1996 г. "Тренажерные центры подготовки судоводителей
и операторов систем управления движением судов".
2) К дате первого (после определенного срока, устанавливаемого Администрацией),
очередного освидетельствования, но не позднее 01.02.2004 г., УТЦ должен
быть оборудован тренажерами, отвечающим Технико-эксплуатационным требованиям
к тренажерам соответствующего типа.
3) Минимальная комплектация учебно-тренажерных центров.
Радиолокационный УТЦ:
- рабочее место инструктора;
- два ходовых мостика (имитатора) собственных судов, оборудованных в
соответствии с требованиями п.3.3 ТЭТ к Радиолокационным тренажерам;
- учебный демонстрационный класс, оборудованный проекционным оборудованием;
- навигационные карты и пособия, соответствующие районам плавания, имитируемым
программным обеспечением тренажера и используемые в процессе подготовки,
прокладочный инструмент.
УТЦ для подготовки по программам "Маневрирование
и управление судном" и/или "Организация ходовой навигационной вахты":
- рабочее место инструктора;
- два ходовых мостика (имитатора) собственных судов, оборудованных в
соответствии с требованиями п.3.1 ТЭТ к тренажерам по Маневрированию
и управлению судном;
- учебный демонстрационный класс, оборудованный проекционным оборудованием;
- навигационные карты и пособия, соответствующие районам плавания, имитируемым
программным обеспечением тренажера и используемые в процессе подготовки,
прокладочный инструмент.
УТЦ подготовки по электронным картографическим
навигационным информационным системам (ЭКНИС)":
- рабочее место инструктора;
- два рабочих места слушателя, каждое из которых состоит из отдельно
стоящих имитатора ЭКНИС и имитатора РЛС/САРП собственного судна;
- учебный класс, оборудованный проекционным оборудованием; - навигационные
карты и пособия, соответствующие районам плавания, имитируемым программным
обеспечением тренажера и используемые в процессе подготовки, прокладочный
инструмент.
VII.
УТЦ. Кадры решают все.
Проект новых ТЭТ предусматривает значительное
повышение требований к преподавательскому составу.
По каждой программе штат УТЦ должен быть укомплектован как минимум двумя
преподавателями (инструкторами тренажеров), работающих в УТЦ на постоянной
основе или по трудовым соглашениям и имеющих, как минимум:
На Радиолокационном тренажере:
- диплом о среднем или высшем морском образовании;
- диплом не ниже старшего помощника капитана;
- стаж работы не менее 5-и лет в должности не ниже старшего помощника
капитана;
- свидетельство о прохождении подготовки по программе "Радиолокационное
наблюдение и прокладка";
- свидетельство о прохождении подготовки по программе "Использование
САРП";
- свидетельство оператора ЭКНИС;
- стаж преподавательской работы или педагогической стажировки не менее
полугода;
- надлежащие знания, квалификацию и опыт в соответствии с требованиями
раздела A-I/6 Кодекса ПДНВ-78/95 применительно к соответствующему виду
и уровню подготовки или оценки;
- документы, подтверждающие прохождение стажировки на морских судах
в должностях помощников капитана или капитана сроком не менее двух месяцев
в течение последних пяти лет;
- свидетельство инструктора, выданное Федеральным органом исполнительной
власти в области транспорта на право проведения подготовки по Программам
"Радиолокационное наблюдение и прокладка" и "Использование средств автоматической
радиолокационной прокладки (САРП)".
На тренажере по Маневрированию и управлению
судном и/или "Организация ходовой навигационной вахты (Bridge Team Management)":
- диплом о высшем морском образовании;
- диплом капитана;
- стаж работы не менее 5-и лет в должности не ниже старшего помощника
капитана;
- диплом оператора ГМССБ;
- свидетельство о прохождении подготовки по программе "Радиолокационное
наблюдение и прокладка";
- свидетельство о прохождении подготовки по программе "Использование
САРП";
- свидетельство оператора ЭКНИС;
- стаж преподавательской работы или педагогической стажировки не менее
полугода;
- надлежащие знания, квалификацию и опыт в соответствии с требованиями
раздела A-I/6 Кодекса ПДНВ-78/95 применительно к соответствующему виду
и уровню подготовки или оценки;
- документы, подтверждающие прохождение стажировки на морских судах
в должностях старшего помощника капитана или капитана сроком не менее
двух месяцев в течение последних пяти лет;
- свидетельство инструктора, выданное Федеральным органом исполнительной
власти в области транспорта. на право проведения подготовки по Программам
"Маневрирование и управление судном" и/или "Организация ходовой навигационной
вахты";
На тренажере "Использование электронных
картографических навигационных информационных систем (ЭКНИС)":
- диплом о среднем или высшем морском образовании;
- диплом не ниже вахтенного помощника капитана;
- стаж работы не менее 2-х лет в должности вахтенного или старшего помощника
капитана или капитана;
- стаж преподавательской работы или педагогической стажировки не менее
полугода;
- свидетельство о прохождении подготовки по программе "Радиолокационное
наблюдение и прокладка";
- свидетельство о прохождении подготовки по программе "Использование
САРП";
- свидетельство оператора ЭКНИС;
- надлежащие знания, квалификацию и опыт в соответствии с требованиями
раздела A-I/6 Кодекса ПДНВ-78/95 применительно к соответствующему виду
и уровню подготовки или оценки;
- подтверждение прохождения стажировки на действующих судах не реже
чем один раз в 5 лет;
- свидетельство, выданное Федеральным органом исполнительной власти
в области транспорта на право проведения подготовки по Программе "Использование
электронно-картографических навигационных информационных систем".
Для лиц, не отвечающим указанным в настоящем
пункте требованиям, необходимо отдельное решение Государственной Службы
морского флота.
VIII.
Процедура и сроки переосвидетельствования.
Процедура и сроки переосвидетельствования
УТЦ и тренажеров определяются Положениями об освидетельствовании тренажеров
и центров. Срок действия выдаваемого Свидетельства не может превышать
5 лет, но может быть ограничен Администрацией при наличии на то оснований.
IX.
Сроки внедрения новых ТЭТ.
Предлагается, что новые ТЭТ будут согласованы
и утверждены в установленном порядке в этом году, предъявляемые к освидетельствованию
тренажеры должны соответствовать новым требованиям с даты выхода ТЭТ,
а центры - с определенного срока (срок определит Администрация), но
не позднее 01.02.2004 г.