Действующее
расписание

Новые курсы

Скидки

Макаровец

Семинары

Книжная полка

 

 Наши координаты

Доска объявлений

 

Позиция ГМА им. адм. С.О.Макарова по вопросу сохранения должности помощника капитана по радиоэлектронике на судах района А3-А4 ГМССБ.

В течение последних двух лет некоторыми российскими судовладельцами стало оказываться давление на морскую общественность и Морскую Администрацию России с целью отмены известных национальных нормативных актов, которые требуют обязательного наличия на судах, совершающих рейсы в морских районах А3-А4, помощников капитана по радиоэлектронике с дипломом радиоэлектроника 2-го класса ГМССБ. После окончательного внедрения ГМССБ и выполнения Российской Федерацией своих обязательств в части новой редакции Главы IV МК СОЛАС-74, такое давление стало усиливаться. Под сильным влиянием позиции этих судовладельцев Министерство транспорта может принять ошибочное решение по отмене своего Распоряжения ╧ МФ-34/506 от 20.03.97 по обязательному наличию на борту морских судов специалиста по техническому обслуживанию оборудования радиосвязи, электрорадионавигации и судовой электроники. Такое ошибочное, на наш взгляд, решение может привести к серьезным и далеко идущим последствиям в области безопасности российских судов, их экипажей, а также перевозимых ими грузов и пассажиров.

Государственная морская академия имени адмирала С.О.Макарова считает своим долгом обратить внимание Министерства транспорта, ее Государственной Службы морского флота на недопустимость такого решения и настоящей Позицией аргументирует свою точку зрения.

1. Обоснование необходимости наличия помощников по радиоэлектронике на морских судах.

1) Глобальная морская система обеспечения безопасности при бедствии (ГМССБ), которая вошла в действие с 01 февраля 1999 г., требует от судовладельца использования двух любых видов технического обслуживания судового оборудования ГМССБ из трех возможных (согласно Конвенции). Морская Администрация РФ обязала использовать в качестве одного из них - техническое обслуживание на борту судна специально обученным персоналом (т.е. помощником по радиоэлектронике с дипломом радиоэлектроника ГМССБ 1-го или 2-го класса). Этот вид обслуживания указан как возможный в Главе IV Международной Конвенции СОЛАС-74. Квалификационные требования к такому персоналу определены Резолюцией А.703 (17) ИМО и статьей S-47 Регламента Радиосвязи МСЭ. Более того, дипломы судовых радиоэлектроников указаны в МК ПДНВ-78/95 и, таким образом, имеют международную правовую основу для существования как и использование на судах специалистов, обладающих этими дипломами. Следовательно, действующие требования по наличию таких специалистов на судах законодательно оправданы на международном уровне.

2) Значительная часть отечественного морского и речного (река-море) флота (по нашим оценкам, около 50 %) по-прежнему несет на борту оборудование радиосвязи и электрорадионавигации (ЭРН) советского или российского производства, обеспечение берегового обслуживания и ремонта которого невозможно по всему миру. Ни один отечественный производитель, к сожалению, не обеспечил свои поставки конвенционного оборудования на суда мировой сетью берегового обслуживания. Аналогичные данные по рыбопромысловому флоту еще серьезнее - до 70 % флота оснащено старым оборудованием. Следовательно, отказ от должности помощника капитана по радиоэлектронике возможен либо после полной замены отечественного оборудования ЭРН на оборудование иностранных фирм, имеющих обширную сеть сервисных центров, либо после создания отечественными производителями аналогичных сетей берегового сервисного обслуживания.

3) До сих пор существуют (и в ближайшем будущем будут существовать) районы плавания, которые не имеют центров берегового сервисного обслуживания оборудования иностранных производителей. По данным последнего GMDSS Master Plan, распространенного Циркуляром ИМО в июне 2000 г., из 974 береговых радиоцентров (БРЦ), указанных в документе, введены в действие лишь 511. Из 494 БРЦ района А2 работают только 194, а из 88 БРЦ района АЗ - лишь 31. К таким районам можно отнести, прежде всего, Северный морской путь, побережья Африки, Азии и даже некоторые участки побережья США. Возможно ли там обеспечить прибытие на борт берегового эксперта? Такую вероятность нельзя, конечно, исключить, однако можно и представить себе стоимость такого обслуживания, включающую авиабилеты, местную доставку специалиста, его проживание не в самых дешевых отелях и т.п. Судовой радиоэлектроник оказывается незаменим при плавании судна в таких районах.

4) Отечественный флот насчитывает немало судов, которые подолгу работают вдали от берега и в отрыве от центров берегового сервисного обслуживания. Это - суда рыбопромыслового флота, научно-исследовательские суда и другие. Использование радиоэлектроников на них - единственный надежный путь обеспечения постоянной работоспособности оборудования радиосвязи и ЭРН.

5) Нельзя забывать, что большая часть отечественного морского флота оснащена по требованиям ГМССБ недавно, в большинстве своем оборудование не отработало и 3-5 лет. Значит делать вывод о его "высокой надежности", на что "напирают" некоторые судовладельцы, еще рано. Оборудование быстро стареет морально, но еще быстрее оно изнашивается физически, и следует в ближайшие годы ожидать всплеска числа отказов по этой причине, что потребует значительно больше внимания уделять судовому техническому обслуживанию, диагностике и профилактике. А это - основная задача помощника капитана по радиоэлектронике (см. Должностную инструкцию утвержденную Росморфлотом 17.02.99 г.).

6) Как известно, в последнее время основные неприятности в плане отказов доставляет не оборудование ГМССБ, а аппаратура ЭРН, радары и САРПы. Дополнительно, на многих судах в последние годы широкое распространение получило использование персональных компьютеров и локальных вычислительных сетей, работу которых также надо поддерживать, обеспечивать их информационную защиту, выполнять антивирусную профилактику, развитие сетей, модернизацию компьютеров и замену их комплектующих, расширение функций, наращивание программных средств, их грамотную инсталляцию и эксплуатацию. Все большее использование информационных технологий при совместной работе терминалов, установленных в офисах судовладельцев, менеджеров, операторов с терминалами судов создает новые проблемы при организации управления флотом, что требует высокой надежности работы и оборудования, и программного обеспечения на борту судна. Более того, введение ИМО новой Главы V МК СОЛАС-74 приведет с 2002 г. к появлению принципиально новых судовых радиоэлектронных средств обеспечения безопасности мореплавания - АИС, "Черных ящиков", "полуСАРПов", ЭКНИС и др. Квалифицированный судовой радиоэлектроник, имеющий "высокий уровень теоретических знаний и практических навыков" (Резолюция А.703 (17) ИМО) - именно он способен обеспечить выполнение стоящих перед судовладельцем современных задач по обеспечению технического обслуживания и эксплуатации систем управления флотом.

7) Никакой иной член экипажа не может и не имеет права обеспечить надлежащее качество технического обслуживания на борту на уровне Помощника капитана по радиоэлектронике. Судоводитель и так перегружен большим количеством новых функций, возложенных на него МК ПДНВ-78/95 (помимо традиционных - управление судном, навигация, прокладка, швартовки, грузовые операции и т.д.) включая вопросы организации радиосвязи, ведения многочисленных журналов и заполнения чек-листов для удовлетворения требований МКУБ, осуществления функций первой медицинской помощи и медицинского ухода. Диплома электромеханика вообще нет в Конвенции, нет квалификационных требований, международных стандартов, нормативной базы , позволявшей бы ему иметь допуск к технической эксплуатации оборудования ГМССБ. Электромеханика может и не быть на судне вовсе. Ни Конвенция ПДНВ, ни Регламент радиосвязи МСЭ не позволяют электромеханику получить ни один из четырех существующих дипломов ГМССБ. Таким образом, из судовых специалистов выполнить указанные задачи может только специально выделенный радиоспециалист (dedicated radio officer) c дипломом радиоэлектроника.

8) Самой большой проблемой, препятствующей нормальному функционированию ГМССБ, является большое количество ложных срабатываний, ложных сигналов бедствия (более 90%). Основной причиной этой проблемы является недостаточно грамотное владение навыками работы с аппаратурой судоводительским составом и отсутствие на большинстве судов мирового флота радиоофицеров. В последнее время к этому выводу стали приходить все больше и больше судовладельцев в разных странах и Морские Администрации. Сохранение радиоэлектроников на борту наших судов - ключ к разрешению основной проблемы, стоящей на пути нормального функционирования ГМССБ.

9) Разрешение Морской Администрации России сократить должность помощника по радиоэлектронике на борту судов, осуществляющих рейсы в морских районах А2 уже привело к тому, что более 50 отечественных судов типа река-море были оштрафованы Морской инспекцией Италии за неправильное использование судоводителями каналов радиосвязи, выделенных для бедствия, срочности и безопасности.

10) Использование на судне профессионального радиоспециалиста, коим является помощник капитана по радиоэлектронике, позволяет судовладельцу обеспечивать экономию средств на оперативную радиосвязь (public correspondence) путем использования экипажем новых технологий связи, изучение которых в программы подготовки судоводителей (на дипломы операторов ГМССБ) не входит. Эти технологии изучаются в программе подготовки радиоэлектроников 2-го класса.

11) Лишь судовой радиоэлектроник может профессионально обеспечивать обработку криптограмм и шифрограмм.

12) Радиосвязь судна в "особый период" - это не Инмарсат, на который молятся судовладельцы, а традиционная ПВ/КВ связь, т.е. именно те режимы радиообмена, в которых судоводители традиционно слабы, несмотря на наличие дипломов операторов ГМССБ. В "особый период" требуется выполнять "Инструкцию взаимодействия авиации, кораблей и вспомогательных судов ВМФ с судами торгового флота", а поскольку командование ВМФ предоставляет для этого лишь каналы ПВ/КВ радиосвязи, обеспечить такое взаимодействие профессионально и эффективно невозможно без судового радиоэлектроника.

2. Международная практика использования и подготовки радиоэлектроников.

1) Совещание делегаций стран-участниц ИМО в 1995 г. обратило внимание международного морского сообщества на недопустимость сокращения экипажей судов и снижения уровня квалификации судоводителей, радиоспециалистов и судомехаников.

2) Россия - не единственная морская держава, которая ввела институт судовых радиоэлектроников. Помимо нее подготовка и использование на судах радиоэлектроников 2-го и даже 1-го класса введены в:
- Кувейте,
- Либерии (одной из ведущих морских стран по количеству судов государства флага),
- Панаме,
- Саудовской Аравии,
- Эстонии,
- Белизе,
- Греции,
- На Мальте,
- На Филиппинах,
- Украине (готовится Приказ Министра транспорта о введении с 2001 г.)
Данные получены по информации Классификационного общества Японии Nippon Kaiji Kyokai.
Помимо этого судовые специалисты с аналогичными функциями, но под другими названиями введены на флоте в Великобритании ("Electro Technical Officer" - ETO), в Норвегии ("Electronic Service Personnel"). Причем в последней указанный диплом выдается специалисту, имеющему 4.5 -летнее образование в высшем учебном заведении. Важно отметить, что в полученном нами недавно из Ассоциации Норвежских судовладельцев документе указано, что "эквивалентно применимые квалификации и должности более или менее идентичны как в Скандинавских странах, так и в большинстве Европейских стран".

3) Говоря о тенденциях и перспективах, следует подчеркнуть, что международное морское сообщество не отходит от идеи использования радиоэлектроников, а, наоборот, все ближе к ней возвращается. Подтверждением этого является факт утверждения Международной морской организацией в лице Подкомитета по связи, поиску и спасанию (COMSAR-5), а затем - Подкомитета по подготовке и несению вахты (STW-32) в январе 2001 г. Модельного курса ИМО подготовки радиоэлектроников 2-го класса. Проект этого Модельного курса был разработан и представлен Морской Администрацией России с участием Польши. Таким образом, ИМО приняла российский стандарт подготовки радиоэлектроников в качестве международного с 2001 года.

3. Возможные негативные последствия отмены института помощников капитанов по радиоэлектронике.

1) МК ПДНВ-78/95 окончательно вступает в действие с 01 февраля 2002 г. К этому сроку все национальные Администрации стараются максимально поднять уровень компетентности экипажей своего флота. Принятие Россией решения об отмене института помощников по радиоэлектронике представляется, как минимум, несвоевременным до окончательного внедрения Конвенции.

2) В декабре 2000 г. ИМО опубликовала т.н. "Белый список" стран, чьи системы дипломирования признаны соответствующими МК ПДНВ-78/95. Наша отечественная система дипломирования, в которую составной частью входит институт помощников капитанов по радиоэлектронике, была официально направлена Министром транспорта Генеральному секретарю ИМО. К июлю 2002 г. (по решению STW-32) представленные системы дипломирования должны пройти аудит международной панели экспертов ИМО на предмет соответствия стандартов качества требованиям ПДНВ. Поскольку система подготовки, оценки знаний и дипломирования радиоэлектроников входит в комплект документов, имеющийся в ИМО, к 2002 г. она должна пройти международный аудит. Отмена института радиоэлектроников создаст дополнительные проблемы при прохождении указанных проверок.

3) В течение 1998-2000 гг. Российская Морская Администрация представляла в ИМО, МСЭ, на ежегодные Международные Совещания стран Балтийского и Баренцева морей по внедрению ГМССБ (BBRC) ноты с перечнем мер по предотвращению и сокращению числа ложных срабатываний (ложных вызовов бедствия). Одной из мер, о которой всегда официально заявляла Россия, является введение обязательной должности помощника капитана по радиоэлектронике на всех судах, совершающих рейсы в районах А3 иА4. Более того, ИМО только что утвердило международный стандарт подготовки и дипломирования радиоэлектроников по предложению именно России. Изменение позиции будет расценено международным сообществом как пример непоследовательной политики Морской Администрации Российской Федерации.

4) Отмена института радиоэлектроников будет противоречить позициям Положения о дипломировании моряков, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации ╧ 900 от04 августа 1999 г.

5) Снятие требования Минтрансом об обязательности наличия помощника капитана по радиоэлектронике войдет в противоречие с действующим аналогичным требованием Госкомитета по рыболовству. В то же время, Постановлением Правительства ╧ ___ и решением созданной на его основе Межведомственной комиссии по внедрению ГМССБ требования и по оснащению судов, и по созданию береговых объектов, и по подготовке и дипломированию моряков Минтранса и Госкомрыболовства должны быть гармонизированы.

6) Снятие Минтрансом требования об обязательности наличия помощника капитана по радиоэлектронике неминуемо приведет к сокращению набора на морские радиотехнические специальности в учебных заведениях ведомства, а следовательно, и к возможному закрытию специальности и факультетов. Это, в свою очередь, приведет к потерям профессорско-преподавательского состава (ППС), который в настоящее время обучает также и судоводителей по программам подготовки операторов ГМССБ. Ущерб, который получит страна от сокращения ППС трудно переоценить, да и восстановить уровень ППС впоследствии будет уже практически невозможно.

7) Снятие Минтрансом требования об обязательности наличия помощника капитана по радиоэлектронике приведет к тому, что судовладельцы будут вынуждены нанимать радиоспециалистов с дипломом радиоэлектроника на должности матросов. Такая практика уже складывается в ряде пароходств, имеющих суда "река-море". Это приведет к тому, что большинство выпускников радиотехнических факультетов морских учебных заведений не пойдут работать на эти должности, резонно заявляя, что для работы матросом ни к чему было учиться 5.5 лет.

8) Как известно, отечественный флот далеко не самый молодой. Средний возраст судов уже превысил планку в 20 лет. Ослабление национальных мер по обеспечению безопасности мореплавания дает судовладельцу лишь кажущийся временный эффект. Отрицательные последствия могут быть гораздо серьезнее как для самих судовладельцев, для Классификационного общества, осуществляющего надзор за судами по поручению Администрации (в данном случае, для Российского морского Регистра судоходства), да и для авторитета самой Администрации.

9) Сокращение численности экипажа путем отмены обязательной должности помощника капитана по радиоэлектронике неминуемо приведет к снижению общего уровня безопасности жизни экипажей, судов, перевозимых ими грузов и пассажиров не только в акваториях российских портов но и по всему миру.

ГМА им. Адмирала С.О.Макарова обращает внимание Министерства транспорта на недопустимость отмены требования обязательного наличия в составе экипажей российских судов, совершающих рейсы в Морских районах А3 и А4, помощников капитанов по радиоэлектронике, еще раз призывает не идти на поводу у некоторых судовладельцев, ставящих на первое место сиюминутную материальную выгоду в ущерб безопасности российских граждан, работающих в составе экипажей морских судов, в ущерб безопасности мореплавания отечественного флота и авторитету Российской Федерации как морской державы.

Начальник
ГМА им. адм.С.О.Макарова

И.И.Костылев
31 января 2001 г.

Ваше мнение и комментарии

     
 
© MTC, 1999, webdesign@Arcadia
Главная страница Задайте свой вопрос Доска объявлений Главная страница